Продавцам запретят требовать оплату доставки за товар, если его цена неожиданно вырастет
Правительство решило снова распространить сферу действия закона о защите прав потребителей на продукты питания. Из-за их исключения из соответствующего перечня, начиная с 2014 года украинцы оказались лишены защиты своих «экономических прав в случае нарушения, среди прочего, условий договора доставки пищевой продукции, обозначения цены, свободного выбора форм оплаты».
Об этом говорится в пояснительной записке к правительственному законопроекту №, которым и предлагается нововведение.
По всей стране остановится доставка: товары до получателей не доедут – нужны новые накладные
В частности, законопроект дополняет закон о защите прав потребителей рядом новых статей и положений. Так, ст. 8 проекта закона устанавливает, что в случае покупки непригодного или опасного пищевого продукта потребитель имеет право требовать у субъекта хозяйствования его замены на пригодный к употреблению продукт, либо требовать возврата денег.
Разработка порядка замены непригодных продуктов возложена на Кабмин. Также законопроект:
- добавляет в 11 статью норму, согласно которой при продаже продуктов питания на вес субъект хозяйствования должен указывать цену только за единицу его массы;
- определяет недействительными условия договоров, по которым предприятия могут устанавливать или повышать цену пищевого продукта в момент доставки без предоставления потребителю в таких случаях права отказаться от договора;
- дает право потребителю не оплачивать дополнительные траты на доставку продукта питания, если ему не предоставили соответствующую информацию.
Механизм повышения цен нужно упростить: бизнес опасается дефицита соцтоваров и лекарств
По словам директора Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей (АПТС) Алексея Дорошенко, данное нововведение является положительным, так как защита прав потребителей «за последние 7 лет действительно очень сильно деградировала».
Дорошенко добавляет, что норма о замене некачественных продуктов работает и сейчас, но в большей степени зависит от «доброй воли продавца». Ее проявляли, замечает директор АПТС, в основном крупные операторы, которые хотели поддерживать высокие стандарты качества сервиса.
Украинских потребителей хотели обсчитать на 75 млн грн
Однако реализация новых положений закона о защите прав потребителей также будет зависеть от эффективности работы Госпотребслужбы, считает Дорошенко.
«Мой опыт взаимодействия со службой разный. Часто можно приводить любые доводы нарушений производителя, но приводит это к тому, что нарушитель фактически не подпадает не под какие санкции и не оплачивает штрафы. Однако, если будет выработан детальный механизм [наказания нарушителей], то с Госпотребслужбы можно будет спросить на его основании«, – рассуждает Дорошенко.